Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
WebQuestПрименение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средств и информационной сети Интернет. Основная цель использования современных информационных технологий – предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, возможность реализации способностей учащегося. Одной из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов. Что такое веб-квест? В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего. Разработчики выделяют три принципа классификации веб-квестов:
Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что: · формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор; · учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию; · учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации. Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует: · усвоения информация из множества источников; · составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений из разных источников информации; · исключения сложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются. В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра. Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее. Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся. Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу. Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее. Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов. Такие проекты встречаются редко, но примеры все же существуют, например, веб-квест "What will I be when I graduate from the university?", направленный на изучение ресурсов Интернет, связанных с будущей карьерой. Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия. Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе. Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Разработчики веб-квеста выделяет четкую структуру: Introduction (Введение), Task(Заданиe), Process (Выполнение), Evaluation (Оценивание), Сonclusion (Заключение), Credits (Использованные материалы), TeacherPage (Комментарии для преподавателя). Однако, данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников. Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель - подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность. Task (Заданиe)- четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата. · проблема, или загадка, которую необходимо решить; · позиция, которую нужно сформулировать и защитить; · продукт, который нужно создать; · реферат, который должен быть создан; · доклад или журналистской счет; · творческая работа, презентация, постер и т.д; Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность. Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел. Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы. Сonclusion (Заключение)- краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением. TeacherPage (Комментарии для преподавателя)- методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест. • происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чем он • возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки) • планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) • процесс организации над веб-квестом • необходимые ресурсы • ценность и достоинство данного веб-квеста
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: · использование информационных технологий для решения профессиональных задач; · самообучение и самоорганизация; · работа в команде; · умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу. Работа над веб-квестом помогает • организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность • способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем • дает возможность осуществить индивидуальный подход • тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного)
Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний. |
Поиск
Друзья сайта
|